• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая методика расчета сбытовых надбавок в электроэнергетике может привести к более чем 1,5-кратному их росту

В конце 2017 года Федеральная антимонопольная служба утвердила новую методику по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифы в соответствии с которой устанавливаются с 1 июля 2018 года.Новый подход предполагает расчет необходимой выручки гарантирующих поставщиков по так называемому «эталонному принципу».

Документом утверждены числовые значения «эталонной» величины затрат по различным направлениям при обслуживании той или иной группы потребителей (оплата труда, содержание помещений и др.), дифференцированные в зависимости от региона и масштаба деятельности энергокомпании. Алгоритм методики предусматривает перемножение этих компонент на количество точек поставки по соответствующей группе потребителей. Полученные значения суммируются, далее к ним прибавляется ряд расходов, рассчитанных либо в процентах от стоимости электроэнергии, либо «прямым счетом». Другими словами, выручка, закладываемая в расчет регулируемых сбытовых надбавок, не коррелирует с фактическими расходами конкретной сбытовой компании.

Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ выполнен мониторинг данных о тарифном регулировании сбытовых компаний, доступных в открытых источниках. По результатам мониторинга установлено, что рассчитанная таким способом выручка крупнейших гарантирующих поставщиков в 44 субъектах РФ превышает выручку, заложенную в расчет цен 2017 года, на 31,5 млрд.руб. (т.е. приводит к росту выручки сбытовых компаний более чем в полтора раза). И только в двух регионах у крупнейших сбытовых компаний происходит снижение выручки на 571 млн.руб. или на 20,3%. Данные по остальным регионам не опубликованы в открытых источниках.

Плановые расходы, рассчитанные по эталонному принципу, зачастую превышают не только план 2017 года, но и фактические расходы энергокомпаний. Проведенный анализ позволяет заключить, что прогнозируемый рост далеко не всегда экономически оправдан. Таким образом, передовая идея «эталонизации» (планирование затрат с ориентиром на лучшие практики и повышение эффективности) трансформировалась в «нормирование с запасом». Тем более, что методикой не предусмотрен тренд на снижение издержек в перспективе (предполагается индексация расходов по инфляции).

Несколько сглаживает ситуацию тот факт, что приведенные выше эффекты проявятся не сразу: методикой предусмотрены сдерживающие механизмы «переходного периода». Однако к 2020 году плановая выручка гарантирующих поставщиков существенно возрастет. Это либо увеличит тарифную нагрузку на конечных потребителей, либо ограничит финансирование других регулируемых сегментов, в первую очередь, электросетевого комплекса.

Надо сказать, что такие тарифные последствия существенно превысили ожидания участников разработки документа. Так, на семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2017 году и задачи органов государственного регулирования на 2018 – 2025 годы»[1], ФАС России озвучивала следующие прогнозы относительно внедрения нового подхода: увеличение выручки ряда гарантирующих поставщиков в сумме на 1,7 млрд.руб. и снижение выручки других гарантирующих поставщиков на 14,3 млрд.руб.; совокупный эффект от внедрения нового метода – снижение тарифной нагрузки на потребителей на 12,6 млрд.руб.

Учитывая такие расхождения в прогнозных и реальных последствиях, целесообразно оперативно принять меры по разумной корректировке методики (в том числе пересмотр подходов к формированию «эталонов» по отдельным компонентам затрат, учет индексов эффективности). В противном случае эталонизация может пополнить копилку хороших идей с испорченным имиджем, коих в российском тарифном регулировании уже предостаточно.

 

Рост необходимой выручки крупнейших гарантирующих поставщиков субъектов РФ, рассчитанной по новой методике* к утвержденному уровню 2017 года (раз)

 

 

* без учета сдерживающих механизмов переходного периода

 


[1] 17-19 октября 2017 г., г.Ялта