• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИПЦиРЕМ провел оценку последствий повышения ставок водопользования

Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ  проведено исследование по оценке влияния роста ставок водопользования на экономические показатели генерирующих компаний, тарифную нагрузку и доходы бюджета. Исследование продиктовано существенными изменениями роста платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 ставки водопользования, ежегодно увеличиваются на 15% и к 2025 году вырастут в 4,65 раза от уровня 2014 года.

По результатам исследования эксперты Института выявили следующие негативные тенденции, вызванные ростом ставок водопользования:

-    увеличение себестоимости производства энергии;

-    дополнительная тарифная нагрузка на конечных потребителей;

-    рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, связанный с особенностями функционирования оборотных систем водоснабжения ТЭС и АЭС, переход на которые ожидается в связи с резким увеличением стоимости водопользования;

-    уменьшение бюджетных поступлений в среднесрочной перспективе.

Наибольший эффект от повышения ставок водопользования будет оказан на электростанции, использующие прямоточные системы технического водоснабжения ввиду большого объема водопотребления (ими потребляется более 90% воды, потребляемой всеми российскими ТЭС и АЭС).

Прямоточные системы водоснабжения отличаются от оборотных систем способом и объемом водопользования.

Прямоточные системы используют воду преимущественно для отведения избыточного тепла, при этом используемая вода не загрязняется и не изымается из водных объектов.

В свою очередь, при использовании оборотных систем, альтернативных прямоточным, оборудование охлаждается за счет испарения воды, забираемой из водных объектов. При этом вода реально изымается из водных объектов и выбрасывается в атмосферу.


Влияние роста ставок на себестоимость и тарифы


Поставка тепловой и частично электрической энергии (в рамках регулируемых договоров) осуществляется по регулируемым тарифам. Плата за пользование водными ресурсами является составляющей себестоимости, поэтому её существенное изменение может привести к негативным тарифным последствиям для конечных потребителей энергии.

В настоящее время доля платы за водопользование в себестоимости выработки энергии ТЭС с прямоточными системами водоснабжения составляет около 1,9%. С учетом предусмотренной индексации ставок водопользования к 2025 году прогнозируется рост указанной доли в среднем до 3,7%. Для некоторых крупных ТЭС значение этого показателя в 2025 г. достигнет уровня 5 – 13%.

Рост себестоимости приведет к дополнительной тарифной нагрузке на конечных потребителей. Для отдельных ТЭС рост тарифа на теплоэнергию в 2025 г. только за счет фактора увеличения платы за водопользование (с 2018 г. по 2025 г.) оценивается на уровне от 2,4% до 6,4%.

В части поставки электрической энергии по регулируемым ценам аналогичный эффект прогнозируется на уровне от 2% до 10,9%. Причиной столь существенной дополнительной тарифной нагрузки является значительное водопотребление некоторых станций (более 500 млн. м3 в год) и высокие ставки водопользования.


Реализация инвестиционных проектов по переходу на оборотные системы водоснабжения


Рост себестоимости стимулирует генерирующие компании к оптимизации расходов на осуществление водопользования. Одним из направлений возможной оптимизации является реализация инвестиционных проектов по переходу на оборотное водоснабжение. Проведенный анализ показывает, что реализация указанных инвестиционных проектов экономически целесообразна для всех электростанций с годовым объемом водозабора более 90-100 млн. куб. м.

Инвестиционные проекты по переводу ТЭС на оборотные системы водоснабжения, несмотря на их финансовую окупаемость для энергокомпаний, нельзя отнести к разряду эффективных для общества, поскольку они увеличивают совокупные издержки производителей и потребителей без увеличения объемов или качества продукции, или достижения каких-либо общественно значимых целей. Более того, массовый переход электростанций с прямоточным охлаждением на оборотные системы приведет к ряду негативных последствий для российской электроэнергетики и общества в целом: снижению КПД электростанций, росту выбросов в атмосферу парниковых газов и вредных веществ.

Внедрение оборотных систем потребует значительных финансовых вложений. По оценкам Института, средние удельные капитальные затраты при реализации проектов по переходу на оборотные системы технического водоснабжения составляют 2,5 млн. руб./МВт установленной мощности.

Учитывая, что установленная мощность всех ТЭС и АЭС, использующих прямоточные системы, составляет около 50 ГВт, совокупные капитальные вложения оцениваются на уровне 110 млрд. руб. Эти затраты будут скомпенсированы потребителями через повышение тарифов или приведут к снижению затрат энергокомпаний на поддержание надежности энергоснабжения (на ремонты и модернизацию оборудования).

При этом учет инвестиций при установлении регулируемых тарифов имеет определенную специфику. При расчете тарифов на тепловую энергию инвестиционная составляющая компенсируется за счет увеличения нормативной прибыли в составе необходимой валовой выручки, что, в свою очередь, ведет к дополнительной нагрузке на тариф (дополнительная тарифная нагрузка для отдельных ТЭС оценивается на уровне 3 – 14%). Компенсация инвестиционных расходов при реализации электрической энергии (мощности) осуществляется в основном за счет нерегулируемого сектора, что может привести как к увеличению цен, так и к ухудшению финансовых показателей генерирующих компаний.

Кроме того, прямоточная система водоснабжения отнесена к наилучшим доступным технологиям (в соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 38-2017), а переход на оборотные системы снижает энергоэффективность всей системы (оборотное водоснабжение требует больших затрат электроэнергии).

Бюджетные последствия


Переход на оборотные системы водоснабжения приведет к негативным последствиям для бюджета РФ.

При реализации инвестиционных проектов снизятся неналоговые поступления в бюджет от всех электростанций, использующих прямоточные системы водоснабжения. На текущий момент ТЭС и АЭС с прямоточными системами потребляют 21,7 млрд. куб. м.

При переходе на оборотные системы охлаждения объем водопользования снизится на 80-90%, и составит около 4,2 млрд. куб.м. в год. Соответственно снизятся и отчисления в бюджет.

Предложения по устранению возможных негативных эффектов, вызванных повышением ставок водопользования


Для устранения указанных негативных эффектов, возникающих вследствие повышения ставок водопользования, целесообразно ввести в практику регулирования отдельный вид платы для электростанций, использующих прямоточные системы водоснабжения.

В ходе исследования экспертами Института выделены ключевые критерии, которые необходимо учитывать при определении уровня ставок водопользования для указанных электростанций:

-    отсутствие окупаемости инвестиционных проектов по переходу на оборотные системы водоснабжения;

-    минимизация бюджетных потерь в среднесрочной перспективе.

При условии отсутствия окупаемости инвестиционных проектов энергосистема сохранит наилучшую доступную технологию (прямоточная система водоснабжения), не будет допущено увеличения выбросов вредных веществ, вызванных переходом на оборотные системы, минимизированы потери бюджета от снижения объемов платы за водопользование.

При внедрении предлагаемых ставок водопользования прогнозируется, что все проекты по переходу на оборотные системы водоснабжения станут экономически не эффективными. Кроме того, в среднесрочной перспективе прогнозируется положительный эффект для бюджета.

По оценкам, доходы бюджета от платы за водопользование всех прямоточных станций при новой системе ставок за период с 2019 г. по 2030 г. составят около 106 млрд. руб., при сохранении действующей системы - 70 млрд. руб.  Отказ от внедрения оборотных систем технического водоснабжения позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, а отказ от неэффективных инвестиций – удержать тарифы в пределах ограничений, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации без ущерба для хозяйственной деятельности производителей энергии.