• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

18 июня в НИУ ВШЭ прошла конференция "С.Ю. Витте – железнодорожник, экономист и реформатор"

Во вступительном слове директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий к.э.н. И.А. Долматов отметил актуальность идей С.Ю. Витте в сфере ценообразования и пояснил, что именно поэтому ИПЦиРЕМ стал организатором этой конференции. И действительно, многие доклады касались именно этого аспекта работ Витте:  железнодорожных тарифов, себестоимости железнодорожных перевозок и в целом вклада Витте в железнодорожное дело

18 июня в НИУ ВШЭ прошла конференция "С.Ю. Витте – железнодорожник, экономист и реформатор"

Открыл конференцию доклад профессора Российского университета транспорта (МИИТ) д.т.н. Д.Ю. Левина «Вклад С.Ю. Витте в железнодорожное дело». В докладе, проф. Левин, оттадлкиваясь от тех или иных фактов биографии Витте предложил поговорить на различные актуальные для сегодняшнего дня железнодорожной отрасли вопросы.

Доклад другого профессора РУТ (МИИТ), д.э.н. Д.А. Мачерета назывался «Влияние эксплуатационных расходов железных дорог на тарифы. Взгляды С.Ю. Витте и современность» и был посвящён учёту эксплуатационных расходов и их влиянию на тарифы. В частности, в своём докладе, проф. Мачерет отметил, что "Витте действительно обосновал, что при наличных, существовавших в то время теории и практики учета и анализа эксплуатационных расходов железных дорог и калькулирования себестоимости перевозок невозможно было с приемлемой точностью определить ни стоимость перевозки конкретноготовара, ни даже стоимость «среднего» груза, но в конкретных условиях –на определенном маршруте ит.п." В результате, докладчик сделал вывод, что "Результатом отказа от принципа «платёжеспособности» грузов при построении тарифов на грузовые перевозки в пользу их построения на основе эксплуатационных расходов стало бы негативное воздействие на объемы производства и перевозок, на ВВП и доходы железных дорог, на эффективность деятельности железнодорожной отраслии всей экономики страны."

Следующий выступающий - эксперт ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, доцент РОАТ РУТ (МИИТ) к.э.н. Ф.И. Хусаинов выступил с докладом на тему «Значение работы Витте "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" для экономики железнодорожного транспорта». В докладе, в основном, овсещались идеи Витте в области построения железнодорожных грузовых тарифов и, в частности, 23 принципа построения тарифов, сформулированные Витте в его книге 1883 года. Были выделены те идеи Витте, которые  выходили за рамки железнодорожного транспорта и стали вкладом в экономическую науку. Было показано, что некоторые из этих идей предвосхитили близкие идеи, высказанные впоследствии М.Миллером, Ф.Модильяни, Л. фон Мизесом и М.Фридменом. Так же было уделено внимание дискуссии между субъективной теорией цены (субъективная теория стоимости), восходящей к работам ранних австрийских авторов и популярными в России конца XIX века идеями "объективности" категории цены, например, трудовой теории стоимости.

В процесе дискуссии были так же затронуты смежные темы: отношение Витте к частным и казённым железным дорогам и причины изменения его отношения к этой проблеме.

Модерировала первую секцию телеведущая канала "РЖД ТВ" Марианна Ожерельева (сама в прошлом- выпускница ВШЭ). Необходимо отметить, что её модерирование сделало дискуссию более динамичной и продуктивной.

Вторая секция открылась докладом д.и.н. из Института экономики РАН В.Л. Степанова. Тема его доклада: «Западные модели железнодорожного хозяйства в России: проблема выбора и адаптации (вторая половина XIX – начало XX в.).» В своём докладе В.Л.Степанов, помимо обзора железнодорожной политики времён Витте и дискуссий о выборе между Прусским и Австрийским вариантом организации железнодорожной отрасли, предложил критический взгляд на роль Витте в более широком контексте - в целом экономическом развитии России. В частности, негативно оценив его денежную реформу. Выступление В.Л. Степанова вызвало бурную (но, впрочем, вполне доброжелательную) дискуссию, в частности, Д.Ю. Левин и Э.О.Сагинадзе выступили со своими контраргументами.

Следующий докладчик научный сотрудник Института истории Санкт-Петербургского государственного университета к.и.н. Д.Г. Янченко посвятил своё выступление Китайско-Востояной железной дороге. Тема его доклада: «До и после Витте: Китайско-восточная железная дорога в планах русского правительства».

Закрывал конференцию доклад научного сотрудника Института истории Санкт-Петербургского государственного университета к.и.н. Э.О. Сагинадзе. (Элла- автор прекрасной монографии о Витте "Реформатор после реформ"). Её доклад назывался «Экономическая политика Витте в центре и на окраинах империи в оценках российского общества.1890-1915 гг.» и был посвящён тому, как современники оценивали те или иные реформы Витте. Она проанализировала массу публикаций в газетах начала XX века, выделяя позиции "либеральных", консервативных, националистических (черносотенных) изданий, и на основе оценок газетами разной идеологической направленности, реконструировала общественное мнение того времени.

     В заключительном слове модератор второй секции И.А. Долматов отметил, что обсуждение было интересным и ещё раз подтвердило, что изучение наследия Витте продолжает быть актуальным и для экономистов и железнодорожников сегодня.

 

Фото: Фарид Хусаинов

Текст: Фарид Хусаинов

 

Презентации докладчиков:

 1. Презентация Д.А. Мачерета 

1.Презентация Мачерет Д.А. ВШЭ 18.06.2019 (PDF, 453 Кб) 

2. Презентация Ф.И. Хусаинова 

2.Презентация ХусаиновФИ_конфер Витте 18 06 2019end (PDF, 761 Кб) 

3. Презентация Д.Г. Янченко 

3.Презентация ЯнченкоДГ_КВЖД-до-и-после-Витте (PDF, 6.20 Мб) 

4. Презентация Э.О. Сагинадзе 

4.Презентация Э.О. Сагинадзе. Витте 170_ВШЭ 18.06.2019 (PDF, 1.06 Мб)