• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Железнодорожный транспорт и антимонопольное (проконкурентное) регулирование"

Во вторник 25 февраля  2020 г. в ВШЭ прошло очередное 20-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который регулярно организовывается под эгидой Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ

На этот раз семинар прошёл в формате круглого стола на тему: «Железнодорожный транспорт и антимонопольное (проконкурентное) регулирование».

Поводом к проведению круглого стола стали во-первых, предложения о том, что нужно принципиально пересмотреть закон о естественных монополиях и саму концепцию естественных монополий, а во-вторых, разгоревшийся на одном из предыдущих семинаров спор о том, корректно ли вообще сформулирована  статья 4 ФЗ «О естественных монополиях», которая относит к естественным монополиям именно «железнодорожные перевозки», а не услуги железнодорожной инфраструктуры.

На семинаре выступили пять докладчиков, каждый из которых давно занимается тематикой антимонопольного регулирования, либо в теоретическом, либо в прикладных аспектах.

В качестве докладчиков на круглом столе выступили:

Георгий Ефимович Давыдов - д.э.н., профессор, Президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации», эксперт Комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России, член комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ.

Александр Александрович Курдин – к.э.н., заместитель заведующего Кафедрой конкурентной и промышленной политики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по научной работе, заместитель декана Экономического факультета по научной работе, руководитель исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ, старший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, доцент НИУ ВШЭ.

Андрей Викторович Дементьев - научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ.

Вадим Витальевич Новиков – старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Михаил Сердарович Шихмурадов -  Главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ

Модератором семинара выступит директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, к.э.н. Илья Алексеевич Долматов.

Докладчиками были рассмотрены следующие вопросы:

Применима ли концепция естественной монополии к услугам железнодорожных перевозок? Нужно ли допустить на сеть железных дорог независимых частных перевозчиков? Как установить соответствие состояния рынков грузовых железнодорожных перевозок известным (типовым) разновидностям рынков (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция)? Как на практике подтвердить/опровергнуть целесообразность перехода рынков грузовых железнодорожных перевозок из монопольного состояния в конкурентное? Какие проблемы существуют в неоклассической теории естественной монополии, не устарела ли эта концепция и не пора ли её заменить более работоспособными и операциональными теориями (например, концепцией ключевых мощностей)?  Какие виды антимонопольного регулирования и/или демонополизации (включая принудительное структурное разделение монополии) были наиболее успешными в экономической истории? Каково соотношение естественно-монопольных и конкурентных сегментов в железнодорожной отрасли?

В частности, Г.Е. Давыдов отметил, что в железнодорожной отрасли присутствуют несколько различных типов рынков: рынок естественной монополии (оказание услуг инфраструктуры), олигопольный рынок (сюда был отнесён «оптовый» рынок фрахта вагонов по долгосрочным договорам, оперирование перевозками грузов в контейнерах, оперирование перевозками скоропортящихся грузов, а так же рынок плановых видов ремонта грузовых вагонов), конкурентный рынок («розничный»или спотовый рынок фрахта вагонов, на котором операторы предлагают вагоны не на долгосрочный период, а на относительно краткосрочные периоды и под разовые перевозки). Кроме того, была выделена локальная монополия, к которой докладчик отнёс отдельные ППЖТ и услуги по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов).

М.С. Шихмурадов сделал доклад о соотношении юридического и экономического подходов к понятию естественной монополии. Докладчик представил различия между экономической и юридической моделью, описывающими какой-либо объект (например, состояние рынка, таможенно-тарифное регулирование, налоговую нагрузку). В качестве примера расхождения экономической и юридической моделей применительно к антимонопольному законодательству было приведено различие между известной в экономической теории типологией рыночных структур (конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия) и той условной классификацией рыночных состояний, которая может быть построена на основании действующих правовых норм. При этом показано, что на основании действующих правовых норм невозможно прийти к выводу о том, что рынок находится в состоянии монополистической конкуренции.

Далее, анализируя понятие естественной монополии, согласно Закону о естественных монополиях, докладчик отметил, что в своей практике ФАС исходит из правовой позиции, согласно которой естественная монополия имеет место в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в сферах естественных монополий. При этом было отмечено, что подобная позиция отличаются от представления о естественных монополиях, выработанного экономической теорией, для которой принципиальным значением обладает доказанный эффект от масштаба (economy of scale), связанный с субаддитивностью издержек производства, т.е. с таким уровнем выпуска, при котором товар (услуга) производится (оказывается) с наименьшими издержками одной фирмой. Аналогичный подход используется в приказе ФСТ России №481-э, где рынок считается находящимся в состоянии естественной монополии, если оптимальный по издержкам объём производства одной фирмы превышает 90% ёмкости рынка. В дополнение к отмеченному свойству автором доклада предлагается учитывать последние достижения экономической теории, задающие такие критерии естественных монополий, как экономия на диверсификации производства и экономия на плотности, связанная с пространственной близостью продавцов и покупателей. В.В.Новиков в своём докладе отметил ряд слабостей позиций регуляторов в т.ч. ФАС России в вопросах регулирования естественных монополий.

В дискуссии так же приняли участие Д.А.Мачерет, Н.Б. Михайлова, А.Сыромятников, В.Я.Дрель и др.

Презентация Г.Е. Давыдова 

Давыдов Г.Е. презентация на семинаре в ВШЭ 25.02.2020 (PDF, 237 Кб) 

Презентация М.С. Шихмурадова 

Шихмурадов М.С. Презентация 25.02.2020 (PDF, 1.23 Мб)