• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка проекта концепции модернизации системы тарифного (ценового) регулирования в России, определение места и роли органов регулирования

2011

В настоящее время в России активно развиваются процессы реформирования отраслей с высоким уровнем государственного регулирования. В первую очередь, это относится к электроэнергетической отрасли. Либерализация рынка электроэнергии и мощности повлечет за собой необходимость существенных изменений в принципах и подходах к государственному регулированию смежных отраслей, таких как газовая промышленность, коммунальный комплекс, железнодорожный транспорт.
При имеющейся тенденции к максимальному выделению потенциально конкурентных видов деятельности в регулируемых государством отраслях возникает ряд организационно-правовых проблем, связанных с определением места и роли органов регулирования, а также их взаимодействия в новой институциональной среде (экономическое регулирование – Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России, Минрегион России, ФСФР России; техническое регулирование – Минэнерго России, Ростехнадзор и т.д.).
Для обеспечения эффективного и качественного развития отраслей с естественно-монопольными видами деятельности и конкурентными, находящимися в настоящее время в условиях государственного регулирования, требуется решение следующих основных задач:
-      повышение гибкости ценового регулирования, включая дерегулирование отдельных потенциально конкурентных (не относимых к естественным монополиям) видов деятельности, позволяющее создать условия для эффективной ценовой конкуренции поставщиков товаров и услуг;
-      ликвидация перекрестного субсидирования;
-      переход от политики сдерживания тарифов к политике адресной поддержки малоимущего населения и социально-значимых предприятий и организаций;
-      повышение инвестиционной и инновационной активности регулируемых предприятий за счет снижение регуляторных рисков осуществления капиталовложений, не обеспеченных тарифными источниками финансирования;
-      решение проблемы взаимодействия рыночных и нерыночных механизмов ценообразования в условиях реструктуризации отраслей, находящихся под государственным регулированием;
-      создание стимулов у регулируемых предприятий к снижению себестоимости продукции (услуг), повышению производительности труда;
-      создание стимулов у регулируемых предприятий к внедрению экологически-чистых технологий производства;
-      создание стимулов у потребителей регулируемых отраслей к внедрению энергосберегающих технологий;
-      создание стимулов у регулируемых предприятий к повышению надежности и качества оказываемых услуг;
-   повышение прозрачности принимаемых решений и привлечение квалифицированных ассоциаций потребителей к публичному обсуждению проводимой государственной ценовой политики в регулируемом секторе.
Решение каждой из указанных выше проблем не должно быть «ситуационным» и выполняться в отрыве от других. Для того, чтобы меры, направленные на ликвидацию перекрестного субсидирования, повышение эффективности, инвестиционной привлекательности регулируемых отраслей и на решение других вышеуказанных задач, были эффективными и не противоречили друг другу, необходимо проведение сбалансированной политики государственного регулирования.
За последнее время проведен ряд научно-исследовательских работ, посвященных проблемам государственного регулирования и управления развитием инфраструктурных отраслей. Однако данные работы затрагивают, в основном, одну отрасль. Единая научная концепция государственного регулирования и управления инфраструктурными отраслями экономики отсутствует. До сих пор не определен характер взаимосвязи между ценами на различные виды товаров (услуг), поставляемых данными отраслями, а также между уровнем цен на данные товары и услуги и макроэкономическими показателями.
Проведенное исследование позволит выработать концепцию государственного регулирования и управления развитием регулируемых инфраструктурных отраслей, учитывающую поэтапное решение разноплановых задач посредством новых механизмов регулирования отраслей естественных монополий, в наибольшей степени отвечающих требованиям социально-ориентированной рыночной экономики. Новая система регулирования позволит повысить качество принимаемых управленческих решений, а также воздействовать на эффективность работы регулируемых организаций
Целью настоящей научно-исследовательской работы является разработка проекта концепции модернизации системы тарифного (ценового) регулирования в России, определение места и роли органов регулирования.
НИР выполнялась в  три этапа.
Объектом исследования первого этапа работы по «Разработке проекта концепции модернизации системы тарифного (ценового) регулирования в России, определения места и роли органов регулирования» является система тарифного (ценового) регулирования.
В рамках выполнения 1-го этапа работы были исследованы следующие вопросы:
­  - действующая система тарифного (ценового) регулирования в России;
­  - система органов регулирования в России;
­  - проблемы современного регулирования;
­  - взаимосвязь цен и тарифов в России на макроэкономическом уровне;
­  - социально-экономические последствия повышения цен и тарифов  в регулируемых отраслях экономики;
­  - взаимосвязь реформ электроэнергетики с другими реформами и динамикой доходов населения и доходами бюджетов;
­  - инвестиционная и инвестиционная активность в регулируемых государством отраслях экономики России, зависимость инвестиционной привлекательности отрасли от применения методов (моделей) тарифного (ценового) регулирования;
­  - зарубежный опыт тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий в процессе реформирования (реструктуризации и либерализации);
­  система органов регулирования за рубежом;
­  - эволюция развития систем (моделей) тарифного (ценового) регулирования за рубежом;
­  - тарифные и нетарифные методы регулирования;
­  - принципы биржевой торговли электроэнергией и газом за рубежом;
­  - механизмы ограничения цен и тарифов (price-cap);
Цель первого этапа работы – анализ и обобщение отечественного и международного опыта в сфере тарифного (ценового) регулирования для использования полученной информации на последующих этапах работ. 
Результаты, полученные на первом этапе НИР, легли в основу работы по второму этапу работы.
В рамках работ по 2-му этапу НИР для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
       1. Разработка вариантов дальнейшего развития регулирования/ дерегулирования отраслей экономики России, находящихся в настоящее время в условиях государственного регулирования, на основе обобщения результатов работ по 1-му этапу.
       2.Анализ последствий либерализации рынка электроэнергии и мощности при различных сценариях либерализации смежных отраслей (газовая отрасль, коммунальный комплекс, железнодорожная отрасль). Анализ сроков поэтапной либерализации цен в потенциально конкурентных секторах экономики, находящихся в настоящее время в условиях государственного регулирования.
       3. Разработка «гибких» механизмов регулирования отраслей естественных монополий, построенных на принципах стимулирования субъектов естественных монополий к эффективной и качественной работе, в т. ч. анализ возможных источников финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов. Оценка перспектив системы регулирования с точки зрения следующих критериев: «эффективность» и «выполнимость».
      4. Анализ целесообразности внедрения либерализованных рынков во всех регионах России. Особенности различных регионов России, их группировка по схожим критериям, которые позволят сформировать специальные модели регулирования для них.
 Цель третьего этапа работы – обобщение и уточнение результатов предыдущих этапов работ с учетом произошедших изменений в экономике и нормативно-правовом поле, подготовка результативной части НИР, включая:
 -       Концепцию управления развитием инфраструктурных отраслей экономики РФ;
 -       Целевую модель государственного ценового регулирования инфраструктурных отраслей экономики РФ;
 -       Предложения по расширению методологического инструментария государственного регулирования цен и тарифов в России с учетом изменившихся (после реформирования) условий функционирования регулируемых отраслей;
 -       Программу действий по переходу к целевой модели государственного регулирования инфраструктурных отраслей экономии РФ.
Методология проекта:
Обобщение теоретических и методологических положений государственного регулирования естественных монополий и других отраслей народного хозяйства, в отношении которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется государственное ценовое регулирование.
Эмпирическая база проекта:
Информационной базой проекта являлась официальная информация государственных и коммерческих организаций (Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство регионального развития, Министерство финансов, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Центральный банк, ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и др.), материалы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», статьи отраслевого характера, опубликованные в открытой печати.
Основные результаты:
По итогам первого этапа научно-исследовательской работы были получены следующие результаты:­  
1. Определена структура системы органов регулирования в России и распределение задач и полномочий регулирующих органов;­ 
2. Показана макроэкономическая взаимосвязь цен и тарифов на услуги естественных монополий и цен в других отраслях;­  
3. Проанализирована инвестиционная и инновационная активности в регулируемых отраслях экономики и зависимость инвестиционной привлекательности отрасли от применяемых методов (моделей) тарифного (ценового) регулирования;­ 
4. Выявлены основные проблемы тарифного (ценового) регулирования;­  показана взаимосвязь реформы электроэнергетики в России с другими реформами;­  
5. Проанализирована эволюция развития систем (моделей) тарифного (ценового) регулирования США и Англии в следующих отраслях: телекоммуникации, электроэнергетика, газовая, железнодорожная, трубопроводная;­  
6. Получены данные по применяемым методам тарифного и нетарифного регулирования в  США, Англии и Германии;­
7. Определены основные принципы биржевой торговли электроэнергией и газом за рубежом на примере основных энергетических бирж мира, произведено их сравнение  с принципами торговли на российской бирже «Арена»;­  
8. Показаны основные механизмы ограничения цен и тарифов, с акцентом на механизме price-cap;­ 
9. Проанализирована система органов регулирования в основных странах мира, распределение их функций и задач;­ 
10. Определены предпосылки и институциональные особенности  выбора системы регулирования на примере Англии.

Проводимое исследование позволит выработать концепцию государственного регулирования и управления развитием регулируемых инфраструктурных отраслей, учитывающую поэтапное решение разноплановых задач посредством новых механизмов регулирования отраслей естественных монополий, в наибольшей степени отвечающих требованиям социально-ориентированной рыночной экономики. Новая система регулирования позволит повысить качество принимаемых управленческих решений, а также воздействовать на эффективность работы регулируемых организаций.

В рамках выполнения работ по второму этапу решены следующие основные задачи:
Разработаны предложения вариантов дальнейшего развития регулирования/ дерегулирования отраслей экономики России, находящихся в настоящее время в условиях государственного регулирования, на основе обобщения результатов работ по 1-му этапу.
Проведен анализ последствий либерализации рынка электроэнергии и мощности при различных сценариях либерализации смежных отраслей (газовая отрасль, коммунальный комплекс, железнодорожная отрасль), а также анализ сроков поэтапной либерализации цен в потенциально конкурентных секторах экономики, находящихся в настоящее время в условиях государственного регулирования. Разработаны предложения по «гибким» механизмам регулирования отраслей естественных монополий, построенных на принципах стимулирования субъектов естественных монополий к эффективной и качественной работе, в т. ч. проведен анализ возможных источников финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов и оценка перспектив системы регулирования с точки зрения следующих критериев: «эффективность» и «выполнимость». Проведен анализ целесообразности внедрения либерализованных рынков во всех регионах России. Выявлены особенности различных регионов России, проведена их группировка по схожим критериям, которые позволят сформировать специальные модели регулирования для них.

Исследование на третьем этапе работ позволили решить следующие задачи:
- обобщение и уточнение (с учетом произошедших изменений в экономике и нормативно-правовом поле) вариантов дальнейшего развития регулирования/ дерегулирования отраслей экономики России, рассмотренных на 2-м этапе работ; выбор оптимальных вариантов;
- разработка рекомендации относительно сроков, этапности перехода к дерегулированию потенциально конкурентных отраслей естественных монополий; оценка экономических последствий изменения системы тарифного (ценового) регулирования для смежных отраслей;
- разработка предложений по структуре органов регулирования экономики России; определение места органов государственного регулирования, их целей и задач, взаимодействия друг с другом. Разработка рекомендации по изменению функций и полномочий органов регулирования. 

Обобщение и оценка результатов НИР.
Результаты НИР рассмотрены и утверждены на научной комиссии ученого совета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,  опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по экономике и зарегистрированы в Реестре результатов научно-технической деятельности. 

Оценка полноты решения задач и достижения поставленных целей
Целью научно-исследовательской работы является разработка проекта концепции модернизации системы тарифного (ценового) регулирования в России, определение места и роли органов регулирования. Для реализации указанной цели авторами решены следующие задачи:
1. Анализ действующей системы тарифного (ценового) регулирования в России.
2. Анализ зарубежного опыта тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий в процессе реформирования (реструктуризации и либерализации).
3. Разработка вариантов дальнейшего развития регулирования/ дерегулирования отраслей экономики России, находящихся в настоящее время в условиях государственного регулирования.
4. Анализ последствий либерализации рынка электроэнергии и мощности при различных сценариях либерализации смежных отраслей (газовая отрасль, коммунальный комплекс, железнодорожная отрасль). Анализ сроков поэтапной либерализации цен в потенциально конкурентных секторах экономики, находящихся в настоящее время в условиях государственного регулирования.
5. Разработка «гибких» механизмов регулирования отраслей естественных монополий, построенных на принципах стимулирования субъектов естественных монополий к эффективной и качественной работе, в т. ч. анализ возможных источников финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов. Оценка перспектив системы регулирования с точки зрения следующих критериев: «эффективность» и «выполнимость».
6. Анализ целесообразности внедрения либерализованных рынков во всех регионах России. Особенности различных регионов России, их группировка по схожим критериям, которые позволят сформировать специальные модели регулирования для них.
7. Разработка рекомендации относительно сроков, этапности перехода к дерегулированию потенциально конкурентных отраслей естественных монополий. Оценка экономических последствий изменения системы тарифного (ценового) регулирования для смежных отраслей.
8. Разработка предложений по структуре органов регулирования экономики России. Место органов государственного регулирования, их цели и задачи, взаимодействие друг с другом. Разработка рекомендации по изменению функций и полномочий органов регулирования. 

Полнота решения задач и достижения поставленных целей НИР подтверждается получением результатов, обладающих научной новизной и практической значимостью.Результаты НИР представлены в следующей форме:
1. Обобщение и систематизация международного опыта государственного регулирования естественных монополий (представлено на первом этапе НИР).
2. Разработанная концепция управления развитием инфраструктурных отраслей экономики РФ (раздел 3.1 отчета);
3. Разработанная целевая модель государственного ценового регулирования инфраструктурных отраслей экономики РФ, учитывающая взаимосвязь и синхронизацию процессов реформирования электроэнергетики, газовой отрасли, ЖКХ, железнодорожного транспорта, а также региональные различия в задачах государственного регулирования цен и тарифов (раздел 3.2 отчета);
4. Разработанные предложения по расширению методологического инструментария государственного регулирования цен и тарифов в России с учетом изменившихся (после реформирования) условий функционирования регулируемых отраслей (раздел 0 отчета);
5. Разработанная программа действий по переходу к целевой модели государственного регулирования инфраструктурных отраслей экономии РФ (раздел 1.1 отчета). 

Обоснование выбора методов, позволяющих увеличить объем знаний для более глубокого понимания
.
Исследования, проводимые в рамках настоящей НИР, не предполагают использования иных методов, кроме общеизвестных (анализ, синтез, математическое моделирование, метод экспертных оценок и др.). Использование традиционных методов научного познания является наиболее эффективным применительно к исследованиям в области гуманитарных наук. 

Обоснование путей применения новых явлений, механизмов или закономерностей.

Реализация выработанных авторами рекомендаций посредствам механизмов, перечисленных в разделе 4.3, повысит экономическую эффективность функционирования электро- и теплоэнергетики, газового комплекса, коммунального комплекса (водоснабжения, водоотведения), что подтверждается проведенными исследованиями российского и международного опыта государственного регулирования указанных отраслей.
Область применения:
Рекомендаций по использованию результатов НИР в реальном секторе экономики
Результаты НИР, а именно «Концепция управления развитием инфраструктурных отраслей экономики РФ», «Целевая модель государственного ценового регулирования инфраструктурных отраслей экономики РФ», «Предложения по расширению методологического инструментария государственного регулирования цен и тарифов», «Программа действий по переходу к целевой модели государственного регулирования инфраструктурных отраслей экономии РФ», имеют непосредственное отношение ко всем участникам регулируемого сектора экономики и могут быть использованы:
-      Государственной Думой РФ при определении целей и задач государственного регулирования рассматриваемых отраслей (электроэнергетика, газовый комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт), полномочий органов власти в рамках нормотворческой деятельности;
-      Правительством РФ при определении принципов и методов регулирования рассмотренных отраслей в целях совершенствования системы их государственного регулирования, полномочий органов власти в рамках нормотворческой деятельности;
-      Министерством экономического развития при определении параметров прогноза социально-экономического развития России в части тарифов естественных монополий;
-      Министерством энергетики, Министерством транспорта, Министерством регионального развития при определении государственной политики в соответствующих отраслях в рамках нормотворческой деятельности;
-      Министерством регионального развития, Федеральной службой по тарифам при формировании методологического инструментария государственного регулирования тарифов;
-      Министерством энергетики, Министерством транспорта, Министерством регионального развития, Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов РФ при принятии решений в области тактического и стратегического управления названными отраслями народного хозяйства и предприятиями. 

Рекомендации по использованию результатов НИР при создании научно-образовательных курсов
Результаты НИР, а именно справочный материал «Обзор российского и международного опыта государственного регулирования естественных монополий», а также описанные в научно-технических отчетах вывяленные авторами экономические закономерности функционирования электро- и теплоэнергетики, газового комплекса, коммунального комплекса (водоснабжения, водоотведения) могут быть использованы при формировании учебных планов и программ по курсам «ценообразование», «экономика народного хозяйства», « экономика отраслей», «основы государственного регулирования отраслей» (электроэнергетика, газовый комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт).
Прикреплённые файлы:
Отчёт о НИР - Отчет о НИР.doc (2850.5 Kb)
Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
Федеральная Целевая Программа:
Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!